...и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня... Вообще-то две трети книги я была убеждена, что она меня не впечатляет. Персонажи слишком нарочиты и совершенно не в моем вкусе, в тексте много повторов и длинот, язык, правда, местами хорош, но другими местами не то чтобы очень, да и вообще не фанат я детективного жанра, скажем честно... Но. Во-первых, прочитала я "Черные кувшинки" за одну ночь. Во-вторых, было мне в итоге очень грустно. В-третьих, несколько дней спустя мне все еще грустно, и в голове крутится цитата из Грина. Наверное, это значит, что книга на самом деле хороша, а я фигов сноб. Или что мне особенно больно в этом месте. А кому не больно читать про несложившееся, неслучившееся и почти подошедшее к концу? А. Еще структура, за которую так любят автора - вся эта его игра с читателем - действительно неплоха, хоть и есть в ней пара искусственных шарниров (имена, например), чтобы найти все швы, придется однажды перечитать, а это значит, что построено хоть и искусственно, но весьма искусно. Рискните. Мало ли.
бонус
Мишель Бюсси (в переводе Елены Головиной) "Черные кувшинки":
"Посмотрите на этот сад, инспектор. На розы, на оранжереи, на пруд. Сейчас я открою вам еще один секрет. Живерни — это ловушка. Очень красивая ловушка — что правда, то правда. И помыслить трудно, что кто-то может мечтать о том, чтобы отсюда уехать. Из такой красоты? Но дело в том, что все это — не более чем декорация. Намертво закрепленная декорация. Никто не имеет права украшать свой дом по собственному вкусу и красить его стены в тот или иной цвет по своему выбору. Здесь даже цветок сорвать нельзя! Запрещено законом, да не одним, — их наберется с десяток. Мы живем в картине, инспектор. Мы навечно в ней замурованы. Принято считать, что мы находимся в центре мира, куда стремятся тысячи, десятки и сотни тысяч людей… Но мы сами не замечаем, как постепенно растворяемся в пейзаже. Лак, которым покрыто полотно, въедается нам в кожу и лишает возможности двигаться. Мы обречены на вечное смирение. На отказ от своих желаний. История Луизы, которая собирала в лугах Живерни одуванчики, а потом стала богемской княгиней, — не более чем легенда, инспектор. В жизни такого не бывает. Больше не бывает".