Прочитала на днях жуткую сказочку Моны Авад "Всё хорошо" с отрицательной аркой персонажа в духе "Макбета", хоть и не столь грандиозной, и фантастическим допущением a-la "Interstate 60", но честнее. Там много о боли (физической) и эгоизме, много о фиксации на себе и проекции на других наших собственных желаний и мыслей, а еще там о театре и Шекспире, причем как в тексте, так и в композиции, сюжете и списке персонажей (которые все gender switch, а почему бы и нет?) Если бы я знала, что именно беру читать (литературную игру и мистический триллер), я бы лучше подготовилась, выбрала момент и в итоге пищала бы от восторга, а так я несколько ошарашена, но в целом довольна. Вам бы я посоветовала читать Мону Авад вместе с Шекспиром, добавив ее после пары пьес (скажем, актуальных для текста "Все хорошо" и "Макбета"), как эллины добавляли после трех трагедий сатирическую комедию на ту же тему. Докиньте туда же "Чуму на оба ваших дома" Горина вместе с "Ромео и Джульеттой", мертвых Розенкранца и Гильденстерна Стоппарда и первый сезон "Slings and arrows" (2003) вместе с "Гамлетом" и и BBC-шное переложение "Укрощения строптивой" (2005) c очаровательнейшей Ширли Хендерсон вместе с оригиналом - и вот вам рецепт превосходного Шекспировского загула.
P.S.А "Короля Лира", кстати, советую посмотреть в постановке Юрия Бутусова (вот тут, например:
www.youtube.com/watch?v=SZkw4rUK910).
бонус
Мона Авад (в переводе Виктории Кульницкой) "Все хорошо":
«Войдя в кабинет декана, я вижу не одного, а целых трех мужчин. Все они одеты в костюмы одинакового серого оттенка. Все сидят за столом: декан – в центре, а по бокам от него президент и вице-президент колледжа. Макушки их иллюстрируют различные стадии облысения и способы маскировки наметившейся лысины остатками волос. Три пары слезящихся глаз невозмутимо смотрят на меня. Три пары поросших волосками рук сцепляют пальцы. На каждой левой из всех трех пар поблескивает обручальное кольцо.
«Просто дружеская беседа, Миранда».
Но пахнет в кабинете одеколоном. И потом. И охотой на ведьм.
Попрощавшись с Хьюго, я вернулась в театр. Конечно же, он оказался пуст. И тут мой телефон зазвонил. Снова декан.
«Миранда, загляните, пожалуйста, перед уходом в мой кабинет».
– Заходите, заходите, – лучезарно приветствует меня декан.
Президент и вице-президент холодно улыбаются. Я про себя называю их Бабочка и Начес. Бабочка, разумеется, любит галстуки-бабочка, сегодня на нем как раз такой, разрисованный крошечными крылатыми свинками. Лысина Начеса блестит в свете ламп. Между ними разместился сияющий декан. Шут гороховый. И вовсе не шекспировский, не мудрец под маской скомороха, а натуральный шут. Мы с Грейс между собой зовем его Мохнатый Сосок – за любовь к тонким водолазкам, не оставляющим простора воображению.
Сейчас Мохнатый Сосок благосклонно мне улыбается. «Миранда, у нас тут не судилище. Мы не собираемся жечь тебя на костре, ничего такого. Просто побеседуем в теплой дружеской обстановке, верно ведь?» Он оглядывается на сверлящих меня глазами соседей.
– Заходите, заходите. Ого! Да вы хромаете. Что случилось? Ногу подвернули?
– Нет, спина болит. Спина и бедро.
– Оу, – улыбается он. – Что ж, садитесь, пожалуйста. Располагайтесь.
Я окидываю взглядом хлипкое пластиковое кресло, на которое он мне указывает. Мог бы с тем же успехом предложить мне забраться в железную деву. Если я сяду на этот дурацкий стул, мне придется дорого за это заплатить. И встать я, возможно, уже не смогу. Но я представляю, что будет, если я предпочту остаться на ногах. Воображаю, как маячу над столом, отбрасывая на этих троих изломанную тень. А они тем временем разглядывают мою уродливую скрюченную фигуру. Наверняка ведь подумают, что все это – мой хитроумный план. Что преподавательница драматического искусства разыгрывает для них спектакль. Что мне просто необходимо устроить театр везде, где бы я ни появилась.
– Миранда, все в порядке?
Нет. Мое тело – черное небо, усеянное сверкающими звездами боли.
– Да, нормально.
Я сажусь. Нога истошно визжит. Интересно, слышат ли они? Нет, конечно. Иначе не смотрели бы на меня так, будто все хорошо. «Просто беседа, Миранда. Дружеская беседа».
Декан любит напоминать мне, что в свое время тоже играл в любительском театре. Не поверите, мы там даже Шекспира ставили. «Бурю», да-да. Читали такое? Он играл Калибана! До чего же здорово было вживаться в роль чудовища! Лучший период его жизни. А какой ценный опыт! «Иными словами, Миранда, я ваш союзник. Я здесь, чтобы помочь вам».
Так почему же я не доверяю Мохнатому Соску, этим его мерцающим катарактой голубым глазам, этому кабинету, увешанному фотографиями, демонстрирующими ужасы семейной жизни в Новой Англии? Потому что он всегда мне об этом рассказывает, прежде чем сообщить об очередном урезании театрального бюджета.»