"Тилль" Даниэля Кельмана - страшная книга. И грустная тоже. И в ней много страдания и насилия в психологически точной, на грани нестерпимого, приближающей оптике. Потому что это книга о войне, книга о ведовских процессах, книга о беспризорной жизни бродячих артистов и безысходной жизни голодных крестьян в начале 17 века в Германии времен тридцатилетней войны. И это очень, очень хорошая книга.
Я все еще считаю "Измеряя мир" Кельмана одним из лучших прочитанных мною художественных текстов, и хотя там гораздо больше моего любимого безумия и абсурдного юмора, чем в "Тилле", "Тилль" все равно сильнее. Он бьет наковальней по голове, и с размаха. Он как кошачье пианино из книги - надеюсь однажды его развидеть - делает вам больно множеством способов, доставая из души множество сложных звуков. Это книга поучительно проворачивающая читателя через мясорубку выдуманых страданий (и то, что выдумано - тоже правдиво). Но еще это книга о несокрушимости человеческого духа, неизбежности прогресса и справедливости истрической памяти, пусть не фактологической - так хотя бы художественной. Это страшная, чудовищная, печальная, но, как ни странно, обнадеживающая книга.
А еще мне пришлось ее читать всю ночь, и весь мой с боем добываемый режим пошел коту под хвост. (Развидеть пианино, развидеть.) А теперь я выпью успокоительное, лягу спать и попытаюсь навсегда забыть хотя бы половину прочитаного. (Это ваше предупреждение, если оно вам нужно.)

бонус