read or die
Не так давно я читала довольно приличную книжицу по истории суфражизма и в последние годы отфильтровала через себя немало публицистики от современных интерсекциональных феминисток, и, в целом, мне кажется, что гендерное равенство медленно, но верно пробивается сквозь асфальт истории насквозь патриархальной цивилизации. Сами посудите, что было и что есть. Господи, да даже феминитивами уже почти никого не напугать! Живем! Но, пожалуй, самое сильное впечатление на меня в этой связи внезапно произвел исторический детектив. (Кстати, во всех отношениях прекрасный детектив, рекомендую любителям жанра безотносительно проблематики. Бежать с текстом наперегонки, угадывая убийц-садовников, да и в чем собственно состоит разгадываемая интрига тоже, крайне увлекательно.) Речь пойдет о "Персте указующем" Йена Пирса. Такой глубокой антипатии к рассказчикам (а их в романе четыре, по одному на каждую часть) я давно не испытывала. И если так подумать, то причиной этой антипатии является именно их презрительное отношение к женщинам, так убедительно - так исторично! - выписанное автором. Мог ли Йен Пирс написать такой продуманный, насыщенный фактурой и хитро закрученный роман только для того, чтобы сделать феминистический statement? Это невероятно и признаю, что, возможно, это мое персональное искажение - но мне кажется, что да. И религиозная (не)терпимость, которая вроде бы ведет основную тему в этом произведении, и казусы эпохи начала естественных наук, которые сияют жемчужинами на главной нити повествования (ну, вот люблю я этот период, тут Нил Стивенсон со своим барочным циклом постарался), и извечная борьба за место под солнцем, понятная нам во все века, по каким бы правилам она не велась - все это в романе не так заострено, как проблема равенства вообще и гендерного в частности - и в фокусе! - не выстроено так ни в композиции, ни в том, какому из основных персонажей - единственному, вернее, единственной - нам позволено сопереживать в полной мере, без оговорок. Суммируя: statement вышел на славу. При том, что он совсем не "в лицо", пожалуй, только в паре мест он вообще выходит на поверхность из-под богатой исторической фактуры середины 17 века и из стремительных хитросплетений детективной игры "Угадай, в чем тут дело". Достану для вас один из таких фрагментов, заодно распробуйте эту диковинку, она очень интересно сделана.

Бонус