вторник, 28 сентября 2021
Помните историю о Фалесе Милетском и урожае оливок?
легенда о Фалесе (ну, мало ли)Если нет, то вот она: решив продемонстрировать чересчур материалистично настроеным согражданам славного Милета, обвиняющим философов в том, что они слишком далеки в своих интересах от вопросов практических (а следовательно, сдалась им эта философия), Фалес провел астрономические наблюдения и (непонятным мне образом, но в конце концов, это лишь легенда) предсказал на их основании багатый урожай оливок в будущем году, после чего арендовал за бесценок окресные оливкодавильни и, когда урожай случился, наварил на этом деле приличные барыши. Продемонстрировав таким образом способность философа преуспеть в мире материальных ценностей, Фалес наставительно заметил, что цель философии не в этом, и вернулся к своим отвлеченным занятиям.Я тут читаю замечательную книжку в том же духе: про застенчивого, непрактичного умника, столкнувшегося с проблемами мира внешнего, и пока (первый том из четырех) с честью им противостоящего. Крайне симпатичный главный герой, превосходное миропостроение (стимпанковская Вавилонская башня, что ты на это скажешь Чайна Мьевиль?), динамичный сюжет и пока никаких оснований ждать трагического финала. Почти вся фэнтэзи, которую я надкусываю по советам знакомых и/или интернета, оказывается для меня либо несъедобной (да-да, товарищ Сандерсон), либо безнадежно опоздавшей к моему подростковому возрасту (увы, барышня Моргенштерн), при том я упорно зачисляю себя в поклонники жанра. Поэтому спешу хоть как-то оправдать и поделиться находкой, хоть и не дочитанной (и вообще говоря, еще и недописанной, финальный четвертый том только ожидается). "Восхождение Сенлина" порадовало меня очень, уверена, что и дальше будет не хуже. Осень - самое время для сказок, так что присоединяйтесь, почитаем "Вавилонские книги" вместе.
Бонус
Джосайя Бэнкрофт "Восхождение Сенлина":
«Он с самого детства любил воздушных змеев. Ему нравилась их безмятежность. Воздушный змей мог тянуть леску, нырять или рваться туда-сюда, но он никогда не паниковал, даже если неожиданный порыв ветра рвал привязь. Человек, запускающий воздушного змея, мог запаниковать, но сам змей – ни за что.
Он делал коробчатых, ромбовидных и бескаркасных змеев, всех форм и размеров. Каждый месяц он заказывал новую пачку разноцветной рисовой бумаги у мисс Беркс, и каждый месяц она громко изумлялась, не понимая, на что Сенлин тратит свободное время. В то время как другие мужчины в поселке проводили свободные часы, ремонтируя заборы и сооружая гребные шлюпки, директор школы бегал по полю с воздушным змеем. «Как же вы найдете жену, если все время тратите на игрушки?» – спрашивала мисс Беркс. Ему было наплевать. Ему много лет было наплевать. Он запускал воздушных змеев. Мисс Беркс закатывала глаза.
В конце тайных ухаживаний Сенлин соорудил для Марии воздушного змея и устроил послеполуденный пикник – и романтики в этом было куда больше, чем могла бы предположить мисс Беркс. Он сделал простого ромбовидного змея из красной бумаги – любимого цвета Марии. Он выбрал для пикника уединенное красивое место – скалу Мечтателей. Скала вздымалась над галечной бухтой, где рыболовецкий флот Исо покачивался на слабых волнах. Весенний день выдался необычно теплым. С моря дул устойчивый ветер. Единственным препятствием в обширном поле клевера была старая, бесплодная яблоня.
Запустив воздушного змея, он встал позади Марии, обхватив ее за талию и придерживая запястья, а она крепко вцепилась в катушку.
– Облака подсказывают, что делает ветер. Видишь? – сказал он. – Мы наблюдаем, как они растягиваются, ускоряются и собираются вместе. Но змей демонстрирует, что воздух более многообразен. Можно отследить каждое течение и каждый нисходящий поток. Похоже на летающий флюгер.
Она потянула за шнур пальцем, согнутым крючком, и, легонько толкнув Сенлина, сказала:
– Да, мне он тоже показался похожим на летающий… хм… флюгер.
Это хорошо, что она его постоянно дразнила. Подначки сбивали его с излишне серьезного настроя.
И все же он покраснел и отступил на шаг. Он обрел утешение в уроке, объясняя, как заставить воздушного змея нырять, взмывать вверх и плавно подниматься. Она слушала, тренировалась и кричала на змея, как на плохо обученную собаку. Сенлин предоставил ей свободу действий и постарался не давать непрошеные советы.
Очень скоро воздушный змей запутался в ветвях яблони. Столкновение случилось, когда Мария запаниковала, увидев, как змей пикирует с высоты прямиком на одинокое дерево. Слишком взволнованная, чтобы прислушиваться к указаниям Сенлина, она сильно дернула леер, и это лишь заставило красный снаряд двигаться к цели быстрее.
Авария его не расстроила. Он за много лет изничтожил стаи воздушных змеев. Мария была сентиментальнее. Она настояла на том, что этот талисман надо спасти. Сенлин предложил – как ему казалось, весьма разумно – подождать, пока порыв ветра не освободит змея. Может, он немного порвется, но отремонтировать его нетрудно.
Мария заявила, что сама его достанет, и, пока Сенлин протестовал, сняла туфли и носки, подоткнула юбку выше колен и вскарабкалась на дерево.
Сенлин с трудом мог это признать, но его взволновало зрелище голых ног, обвивших ветку. Несмотря на подозрения, которые позже охватили город, их свидания были достаточно целомудренными.
Нога Марии дернулась, когда она попыталась достать змея. Сенлин вынудил себя не грызть ногти. Миг спустя она распутала леер, скользнула обратно и спустилась вместе со змеем. От грубой коры на руках и коленях появились ссадины. Она их не заметила. Она повеселела от приключения и лишь рассмеялась, споткнувшись о корень, невидимый в густом клевере.
Она была красива самой беспечной и подлинной красотой.
Он набрался смелости сказать то, ради чего все это устроил.
Он встал на колено в клевере. Он взял ее за руку, как будто та была леером воздушного змея, и ее лицо парило над ним, а солнце озаряло ее темно-рыжие волосы. Она вдруг стала такой безмятежной.
Воздушный змей никогда не паникует. В тот раз и Сенлину удалось.»