read or die
Вот написала про лучшую книгу года, и подумала - а есть ли в вашей жизни такой концепт? Я вот давольно давно помечаю годы самой сильной(/ыми) художественной книгой, что-то внутри сдвинувшей. Довольно давно, это наверное лет с пятнадцати, когда такой книгой стало "Что делать?" Чернышевского. (Да, в мире не перевелись люди, стойко предпочитающие Чернышевского Набокову, и последний сам виноват в том, что такое противопоставление возможно.) Хотите список?
Даешь читательский эксгибиционизм!
1-2 видимо, "Красная шапочка", потому что моим первым словом становится не "мама", а "волк!", и я начинаю бояться темноты
3-4 не установлено
5 сказочные повести Волкова, в особенности "Семь подземных королей" и "Желтый туман" (клево, когда тебе читают вслух, жаль, что только тогда, когда ты болеешь)
6-7 "Братья Львиное Сердце" и "Ронья дочь разбойника" Линдгрен (шесть томов азбучного собрания сочинений Лидгрен в переводе Брауде я читала запоем по кругу все детство, но четвёртый, бесспорно, был моим любимым)
8-11 туман, в котором прячутся "Хоббит" Толкина, "Потерялась девочка" Демыкиной, "Умная собачка Соня" Усачева, "Остров Эскадо" Остера, "Королевство кривых зеркал" Губарева, Сухинов с его продолжением "Волшебника Изумрудного Города"... и даже "Король Матиуш Первый" Корчака (в этот период я очень люблю сказки во всем их многообразии, хотя читаю еще кучу детских детективов, от которых не осталось никаких, даже смутных воспоминаний, кроме того, что первая "книга", которую я начала писать лет в девять и была жестоко осмеяна ровесниками, относилась к этому странному жанру, наследующему, по крайней мере в моей читательской биографии, "Суперсыщику Калле Блюмквисту" Линдгрен и завлекающему таких одиноких детей, какой была я, в первую очередь идеализированной детской дружбой, а потом уже всем остальным)
12 "Властелин колец" Толкин (вот тут я превращаюсь в запойного читателя фэнтези, которую мне с тех пор дарят на все праздники в пугающих количествах (ничто из прочитанного тогда, впрочем, не превзошло), очень люблю ходить в книжный магазин и слушать рекомендации продавцов, решаю стать писателем) и "Гуси-гуси-га-га-га" Крапивин (случайно взятая в библиотеке первая моя фантастика и антиутопия, жутко напугавшая и исторгнувшая из меня море слез)
13 "Валькирия" Семенова (угу, было и такое, до сих пор перечитываю, кстати) и "Лезвие бритвы" Ефремов (в ту пору очень горжусь тем, что мне понравилась такая "взрослая", "реалистичная" книжка, по-видимому, это мой первый приключенческий роман, с тех пор люблю жанр, хотя "Лезвие бритвы" больше не люблю) и весь Шерлок Холмс, который нашелся в библиотеке (нашелся, кстати, не весь и был жутко потрепан, частично мной, а вот теперь совсем не заходит)
14 "Иуда Искариот" Андреев (ох какая я стала серьезная, читаю Ницше и Платона, Маяковского и Блока, и вообще доросла до нашей домашней библиотеки, в которой почему-то никогда не было ни детских, ни подростковых книг, свинство, я считаю), первый цикл "Лабиринтов Ехо" Фрай (все еще не завязала с "фэнтезятиной", но начинаю этого понемногу стесняться)
15 "Что делать?" Чернышевский (формирую политические убеждения, а вы думали! осознаю важность литературы в своей интеллектуальной жизни, читаю философию, исторический научпоп и думаю, что я самая умная) , "Одиссей, сын Лаэрта" Олди (очень увлекаюсь античностью и мифологией)
16 "Игра в бисер" Гессе (я не все понимаю, но очень хочу в Касталию, недавно перечитывала - все понимаю, но уже никуда не хочу, почти)
17 "По ком звонит колокол" Хемингуэй и "1984" Оруэл (открываю зарубежную классику 20 века, много плачу)
18 "Планета людей" Сент-Экзюпери и "За миллиард лет до конца света" Стругацкие (думаю о смысле жизни вообще и моей в частности, как ни странно, до чего-то додумываюсь)
19 "Нетерпение" Трифонов (влюбляюсь в исторические романы, углубляюсь в историю революционного движения, политические убеждения смещаются с коммунизма в социал-демократию)
20 "Шантарам" Робертс (влюбляюсь в восточную и прочую экзотику) и "Дом в котором" Петросян (осознаю глубину собственного эскапизма)
21 "Земля войны", "Колдуны и министры" Латынина (проникаюсь интересом к современной политике - эх! прощайте нервы - и симпатией к странам третьего мира, чью историю вечно рвутся изложить победители (я вообще традиционно на стороне маргиналов) , со временем мы с барышней Латыниной очень разошлись во взглядах: я - налево, она - направо, во все более и более радикальное либертанианство, куда-то в области Айн Рэнд, где логика и эмпатия отчаливают в небытие)
22 "Измеряя мир" Кельман и "Криптономикон" Стивенсон (романтизирую науку, начинаю читать научпоп)
23 собрание сочинений Борхеса, не амфорное, а предыдущее, которое мне дали почитать друзья, урожая смертной казнью за невозвращение (они что-то знали), если нужно назвать один авторский сборник, то это - без вариантов - "Вымышленные истории",
24 "Персеполис" Сатрапи (открываю графические романы и феминизм, лучше поздно, чем никогда), "История твоей жизни" - один из первых изданных на русском сборников рассказов Теда Чана ("Выдох", впрочем, ничем не хуже)
25 пробел, решаю, что в художественной литературе нет правды, воображаю себя суровым технарем, из принципиальных соображений читаю только Stack Overflow, Хабр и все тот же научпоп
26 только научпоп, лингвистические монографии и прочее специальное, нет правды в художке, все еще нет, с другой стороны, именно в этот период намеренного воздержания мне повстречались "Эгоистичный ген" Докинза, "Физика будущего" Каку, "Мозг рассказывает" Рамачандрана, "Внутренняя рыба" Шубина, "Мозг и душа" Фрита, "Из чего это сделано?" Медовника, "E. coli" Циммера, "Вопрос жизни" Лейна, "Все из ничего" Краусса, "Человек который принял жену за шляпу" и другие книжки Сакса и единственный в своем роде неповторимый xkcd)
27 бессознательно начинаю скучать по нарративу, в мою жизнь вкрадываются корейские мелодрамы (популярные в то время американские сериалы не вывозят для меня психологизм), задним числом забавно осознавать, что именно кинематограф в развлекательных его формах вернул мне большую литературу -
28 внезапно после долгого перерыва начинаю писать (но не читать) художественные тексты, и они даже вроде как получаются, где-то здесь, возможно, вы встречаете меня
29 снова читаю художку, но без особого удовольствия, чувствую себя старой и унылой: ничем меня не пронять, ничем не удивить, с раздражением обнаруживаю, что непоправимо выросла из остросюжетной и хардовой фантастики равно как и из эпического фэнтези, прощай юность! справедливости ради в этот момент я переживаю самый глубокий и затяжной в своей жизни эпизод клинической депрессии
30 "Имя розы" Эко (дочитано-перечитанный, первая попытка прочитать его в университете лет в двадцать, к моему стыду, не увенчалась успехом) и "Перст указующий" Пирс (ах да, я же люблю исторические романы! то ли колеса работают, то ли читать снова научилась, но книги наконец захватывают, как и должны)
31 "Маленький друг" Тартт вырывается в лидеры в жесткой борьбе (открываю современную зарубежную (нежанровую) литературу, в которой за время моего отсутствия написали больше, чем я могу проглотить или даже откусить)
32 "Неаполитанский квартет" Ферранте
UPD:
33 "Кромвелевская трилогия" Мантел
34 "Дети полуночи" Рушди нос в нос (pun intended) с "Белыми зубами" Зэди Смит
Даешь читательский эксгибиционизм!
1-2 видимо, "Красная шапочка", потому что моим первым словом становится не "мама", а "волк!", и я начинаю бояться темноты
3-4 не установлено
5 сказочные повести Волкова, в особенности "Семь подземных королей" и "Желтый туман" (клево, когда тебе читают вслух, жаль, что только тогда, когда ты болеешь)
6-7 "Братья Львиное Сердце" и "Ронья дочь разбойника" Линдгрен (шесть томов азбучного собрания сочинений Лидгрен в переводе Брауде я читала запоем по кругу все детство, но четвёртый, бесспорно, был моим любимым)
8-11 туман, в котором прячутся "Хоббит" Толкина, "Потерялась девочка" Демыкиной, "Умная собачка Соня" Усачева, "Остров Эскадо" Остера, "Королевство кривых зеркал" Губарева, Сухинов с его продолжением "Волшебника Изумрудного Города"... и даже "Король Матиуш Первый" Корчака (в этот период я очень люблю сказки во всем их многообразии, хотя читаю еще кучу детских детективов, от которых не осталось никаких, даже смутных воспоминаний, кроме того, что первая "книга", которую я начала писать лет в девять и была жестоко осмеяна ровесниками, относилась к этому странному жанру, наследующему, по крайней мере в моей читательской биографии, "Суперсыщику Калле Блюмквисту" Линдгрен и завлекающему таких одиноких детей, какой была я, в первую очередь идеализированной детской дружбой, а потом уже всем остальным)
12 "Властелин колец" Толкин (вот тут я превращаюсь в запойного читателя фэнтези, которую мне с тех пор дарят на все праздники в пугающих количествах (ничто из прочитанного тогда, впрочем, не превзошло), очень люблю ходить в книжный магазин и слушать рекомендации продавцов, решаю стать писателем) и "Гуси-гуси-га-га-га" Крапивин (случайно взятая в библиотеке первая моя фантастика и антиутопия, жутко напугавшая и исторгнувшая из меня море слез)
13 "Валькирия" Семенова (угу, было и такое, до сих пор перечитываю, кстати) и "Лезвие бритвы" Ефремов (в ту пору очень горжусь тем, что мне понравилась такая "взрослая", "реалистичная" книжка, по-видимому, это мой первый приключенческий роман, с тех пор люблю жанр, хотя "Лезвие бритвы" больше не люблю) и весь Шерлок Холмс, который нашелся в библиотеке (нашелся, кстати, не весь и был жутко потрепан, частично мной, а вот теперь совсем не заходит)
14 "Иуда Искариот" Андреев (ох какая я стала серьезная, читаю Ницше и Платона, Маяковского и Блока, и вообще доросла до нашей домашней библиотеки, в которой почему-то никогда не было ни детских, ни подростковых книг, свинство, я считаю), первый цикл "Лабиринтов Ехо" Фрай (все еще не завязала с "фэнтезятиной", но начинаю этого понемногу стесняться)
15 "Что делать?" Чернышевский (формирую политические убеждения, а вы думали! осознаю важность литературы в своей интеллектуальной жизни, читаю философию, исторический научпоп и думаю, что я самая умная) , "Одиссей, сын Лаэрта" Олди (очень увлекаюсь античностью и мифологией)
16 "Игра в бисер" Гессе (я не все понимаю, но очень хочу в Касталию, недавно перечитывала - все понимаю, но уже никуда не хочу, почти)
17 "По ком звонит колокол" Хемингуэй и "1984" Оруэл (открываю зарубежную классику 20 века, много плачу)
18 "Планета людей" Сент-Экзюпери и "За миллиард лет до конца света" Стругацкие (думаю о смысле жизни вообще и моей в частности, как ни странно, до чего-то додумываюсь)
19 "Нетерпение" Трифонов (влюбляюсь в исторические романы, углубляюсь в историю революционного движения, политические убеждения смещаются с коммунизма в социал-демократию)
20 "Шантарам" Робертс (влюбляюсь в восточную и прочую экзотику) и "Дом в котором" Петросян (осознаю глубину собственного эскапизма)
21 "Земля войны", "Колдуны и министры" Латынина (проникаюсь интересом к современной политике - эх! прощайте нервы - и симпатией к странам третьего мира, чью историю вечно рвутся изложить победители (я вообще традиционно на стороне маргиналов) , со временем мы с барышней Латыниной очень разошлись во взглядах: я - налево, она - направо, во все более и более радикальное либертанианство, куда-то в области Айн Рэнд, где логика и эмпатия отчаливают в небытие)
22 "Измеряя мир" Кельман и "Криптономикон" Стивенсон (романтизирую науку, начинаю читать научпоп)
23 собрание сочинений Борхеса, не амфорное, а предыдущее, которое мне дали почитать друзья, урожая смертной казнью за невозвращение (они что-то знали), если нужно назвать один авторский сборник, то это - без вариантов - "Вымышленные истории",
24 "Персеполис" Сатрапи (открываю графические романы и феминизм, лучше поздно, чем никогда), "История твоей жизни" - один из первых изданных на русском сборников рассказов Теда Чана ("Выдох", впрочем, ничем не хуже)
25 пробел, решаю, что в художественной литературе нет правды, воображаю себя суровым технарем, из принципиальных соображений читаю только Stack Overflow, Хабр и все тот же научпоп
26 только научпоп, лингвистические монографии и прочее специальное, нет правды в художке, все еще нет, с другой стороны, именно в этот период намеренного воздержания мне повстречались "Эгоистичный ген" Докинза, "Физика будущего" Каку, "Мозг рассказывает" Рамачандрана, "Внутренняя рыба" Шубина, "Мозг и душа" Фрита, "Из чего это сделано?" Медовника, "E. coli" Циммера, "Вопрос жизни" Лейна, "Все из ничего" Краусса, "Человек который принял жену за шляпу" и другие книжки Сакса и единственный в своем роде неповторимый xkcd)
27 бессознательно начинаю скучать по нарративу, в мою жизнь вкрадываются корейские мелодрамы (популярные в то время американские сериалы не вывозят для меня психологизм), задним числом забавно осознавать, что именно кинематограф в развлекательных его формах вернул мне большую литературу -
28 внезапно после долгого перерыва начинаю писать (но не читать) художественные тексты, и они даже вроде как получаются, где-то здесь, возможно, вы встречаете меня
29 снова читаю художку, но без особого удовольствия, чувствую себя старой и унылой: ничем меня не пронять, ничем не удивить, с раздражением обнаруживаю, что непоправимо выросла из остросюжетной и хардовой фантастики равно как и из эпического фэнтези, прощай юность! справедливости ради в этот момент я переживаю самый глубокий и затяжной в своей жизни эпизод клинической депрессии
30 "Имя розы" Эко (дочитано-перечитанный, первая попытка прочитать его в университете лет в двадцать, к моему стыду, не увенчалась успехом) и "Перст указующий" Пирс (ах да, я же люблю исторические романы! то ли колеса работают, то ли читать снова научилась, но книги наконец захватывают, как и должны)
31 "Маленький друг" Тартт вырывается в лидеры в жесткой борьбе (открываю современную зарубежную (нежанровую) литературу, в которой за время моего отсутствия написали больше, чем я могу проглотить или даже откусить)
32 "Неаполитанский квартет" Ферранте
UPD:
33 "Кромвелевская трилогия" Мантел
34 "Дети полуночи" Рушди нос в нос (pun intended) с "Белыми зубами" Зэди Смит