read or die
Романы взросления - один из моих самых любимых и читаемых жанров. Юные люди с их восприимчивостью, хрупкостью и огромным нерастраченым потенциалом вызывают во мне смесь нежности и тревоги, готовности понять и желания защитить, какие я не нахожу в себе для взрослых. Может быть, таким странным способом я пытаюсь дотянуться и обнять маленькую себя? Обретя стойкость и понимание, которыми не обладала, вернуться в прошлое и провести себя за руку в более счастливое настоящее? Так или иначе, в мире, где взрослые (даже неплохие взрослые) все еще повсеместно, регулярно и безнаказанно принуждают (в том числе используя физическое и психологическое насилие), обманывают (и газлайтят) и ранят детей (не извиняясь и даже в последствие не осознавая и не признавая, что были неправы), я всегда была и буду на стороне угнетенных, даже если сама уже стала потенциальным угнетателем. А еще я никогда не понимала, почему люди, совершенно негодные на то, чтобы быть родителями (почти все, кого я вижу на улицах с малышами) заводят детей. Из-за бездумного подчинения норме? Из садисткого желания тиранить хоть кого-нибудь? Просто по глупости? Увы, от любых попыток ограничить деторождение веет стремной антиутопией, а значит решать эту проблему придется по-другому: просвещать угнетателей. Писать и писать и писать романы взросления.

Джейсон, 13 лет
"Под знаком черного лебедя" Дэвида Митчелла

И вы не удивитесь, но да, я считаю, что это лучший роман Митчелла из всех написанных на сегодняшний день. Хоть и понимаю, что для него это во многом игра в жанр. Но игры такая вещь - начнешь вроде не всерьез, а потом увлечешься - и гляди ж ты, полезли воспоминания о собственном провинциальном английском детстве из щелей... В общем, это не только правдоподобно психологичная и при том затрагивающая неожиданные темы книга (например), она еще и написана не без игривого литературного изящества, что вообще характерно для Митчелла, но совершенно нетипично для жанра. Например, то, как сделаны названия глав - если это его собственное изобретение (малообразованная я не в курсе), то оно должно быть поименованно в его честь и на его же примере разбираться в школах литмастерства. (Хотя когда он попытался повторить тот же прием в "Утопии Авеню", у него не получилось. Словно он сам не вполне понял, что сделал в первый раз.) Хороши и развязанные развязки глав, и ограниченность времени-места, словно из классической драматургии взятые, и закольцован роман мастерски. Даже выход на Митчеловскую "мультивселенную" в этот раз показался мне особенно тонким и уместным - да, мы опознаем постаревшую, но не утратившую характера барышню Еву из "Облачного атласа", но она тут не только пасхалки ради, а вполне себе необходима для раскрытия главного героя и его сложных отношений с литературным творчеством... В общем, Митчел, с одной стороны, пишет роман взросления, по-серьезному, не выделываясь, но при этом никому не дает забыть, что он тут автор, известный своими полифоническими постмодернистскими романами. Подводя итоги: читать и любить - рекомендую, составлять впечатление о творчестве автора по этому роману - нет. Все остальное у него не такое.

бонус

Оскар, 9 лет
"Жутко громко, запредельно близко" Джонатана Фоера

Если вы внезапно не знаете о чем книга, не видели ни одной спойлерной обложки или аннотации, постарайтесь сохранить это неведенье, приступая к чтению. Это книга о скрываемых травмах, и потому вам не расскажут на первой же странице прямо в лоб и во всех деталях, что, как, с кем и когда произошло, но будут подсовывать одну деталь за другой, создавая иллюзию осторожного ковыряния незаживающей раны. Это история о шиле в мешке души. О занозе в сердце. О том, что некоторые вещи можно не пережить, даже оставшись в живых. О том, как можно быть сломанным внутри, оставаясь целым снаружи. Ну и о ценности человеческих связей для исцеления, конечно, о том, что уходя в себя и отталкивая окружающих, мы ступаем на опасный пусть без возврата.
А вот если вы (как и я) давным-давно знаете о чем книга и именно поэтому ее и не читаете (как и я до сего рокового момента), то вот вам мой большой спойлер, смысл которого - прочитайте и приятно удивитесь. большой спойлер

бонус

Дэниел, 14 лет
"Скиппи умирает" Пола Мюррея

Ирландия, пристижная - и очень дорогая - католическая школа для мальчиков, средние классы. Даниел, по прозвищу Скиппи, и его приятели заняты всем тем, чем обычно занимаются мальчишки их возраста - препираются и подначивают друг друга, занимаются спортом, играют в компьютерные игры, бояться строгих учителей и дразнят слабохарактерных, влюбляются в молоденьких учительниц, болтают о девочках, болтают о сексе, болтают о теории струн, едят пончики, звонят домой родителям, наряжаются на Хэллоуин. И все это заурядное мельтешение происходит накануне трагедии - мы знаем, что Скиппи не доживет не только до 15, но даже до Рождества: он упадет на пол пончиковой и скончается от передоза - то ли случайного, то ли намеренного - каких-то лекарств, которые никто ему не прописывал. Об этом мы узнаём на первых пяти страницах. (На первый взгляд - из какой-то эмоционально плоской, почти комической сцены, но подождите до конца - и она перестает казаться вам таковой.) Следующие две трети книги мы пытаемся понять, как так вышло. Спойлер А в последней трети - узнаём еще спойлер и охреневаем. Вся последняя треть книги отведена под непрекращающееся охреневание читателя. Если бы в книге не было третьей части - она была бы очень хорошей книгой. Третья часть делает ее незабываемой. А еще тут есть порнография, насилие и наркотики, так что держите книгу подальше от впечатлительных несовершеннолетних, хоть ровно о них она и написана.

бонус

Кристофер, 15 лет
"Загадочное ночное убийство собаки" Марка Хэддона

Это короткая повесть, основное назначение которой - погрузить вас в мир юного сохранного аутиста, позволить вам хотя бы эмпатически пережить все те сложности, с которыми вам вероятнее всего никогда не придется иметь дела, и восхититься смелостью и недюжинными интеллектуальными усилиями, которые требуются для их преодоления. И хотя она едва ли в должной степени сможет подготовить вас к взаимодействую с аутистами, достаточно будет, если она подтолкнет вас к пересмотру ваших представлений о нормальном поведении и смягчению ваших ожиданий по отношению к другим - может быть, совершенно не похожим на вас - людям. Вряд ли вам так сразу удастся отказаться от "нормальные люди не кричат лежа на полу в общественном месте" или "нормальные люди не писаются, потому что им не понравился общественный туалет", но есть бессчетное количество других гораздо менее шокирующих поступков, которые приводят вас в возмущение вместо того, чтобы вызывать сочувствие, а если вы еще и родитель (а значит обладаете практически неограниченной властью над полностью зависимым от вас существом) - заставляют вас наказывать, вместо того, чтобы остановиться и подумать. Хуже всего то, что часто дивиантное поведение и проблемы-то никакой не создает, но мы автоматически одергиваем, запрещаем, заставляем просто потому что у нас есть власть и нет причин ею не воспользоваться. Эта книга может дать вам причины нехитрым, но действенным способом - разрешит влезть в чужую шкуру и, пока вы в ней, хлестнет пару раз наотмашь.

бонус

Элвуд, 16 лет
"Мальчишки из «Никеля»" Колсона Уайтхеда

Исправительные школы для подростков - тема хорошо проработанная в литературе. Хорошо, но недостаточно. Достаточно будет, когда жизни сложных подростков с этих школ будут начинаться, а не заканчиваться ими. А если вы не верите, что так бывает, почитайте про питерский цирк "Упсала" - возможно, это отчасти вернет вам веру в людей. И в общем-то всё.

бонус