read or die
Ничто (ну, почти) — и уж точно не виньеточные обложки и сомнительной оригинальности названия — не могло подготовить меня к сшибающему с ног, огромному, непонятно каким образом вмещающемуся в такие небольшие объемы текста (...) таланту Али Смит и почти нехудожественной актуальности поднимаемых ею тем. Например, мне грубо напомнили, что чьи-то политические проблемы кажутся нелепыми и даже забавными только с безопасного расстояния. Было ли мне дело до Брексита и европейского "правого крена" до прочтения "Сезонного квартета"? Нет. А теперь? Стыдно, что не было. Вообще нам, в нашем третьем мире, иногда кажется, что там - в их первом - давно наступил "конец истории" по Фукуяме, а потому наша задача - барахтаться из-за всех сил, чтобы утлый наш плот поскорее прибило к их спасительному берегу. Только никакого спасительного берега нет. И узнать об этом столь же тревожно, сколь и полезно. Я бы посоветовала вам сделать это раньше, а не позже. Лучше прямо сейчас и в компании Али Смит. Если я вас убедила, то вот еще совет: не читайте "Сезонный квартет" в хронологическом порядке. Во-первых, "Осень" слабее и туманнее остальных книг квартета и не даст вам в полной мере понять, как он хорош, еще бросите чего доброго, во-вторых, она так тесно переплетена с "Летом", что лучше читать их подряд (то есть третьей и четвертой соответсвенно), в-третьих, если вас хватит ровно на одну книгу, то я хотела бы, чтобы ею оказалась "Весна" - самая магическая и прямолинейная из четырех. Больше ничего рассказывать не буду, пусть и вас тоже застанет врасплох.

бонус