08:24

Зимнее

read or die
И опять пришла она. Тёмная и депрессивная. Долгая и холодная. Не сулящая добра. Но раз уж она здесь и планирует задержаться, время греться теплом человечности и сопереживания и читать самый зимний цикл Фредрика Бакмана - бьорнстадский. О маленьком затерянном в шведской глуши городке, все надежды и амбиции которого связаны с юношеской хоккейной сборной. И о том как "как-то раз вечером в конце марта один подросток взял ружье, пошёл в лес, приставал дуло ко лбу человека и спустил курок". На мой вкус, Бакман слишком добрый (и правильный) человек, чтобы писать по-настоящему душераздирающие книги, но иногда наивность, доброта и непрекращающиеся попытки (ненавязчиво) взрастить в читателе "новую мораль" - это именно то, что надо.

бонус

read or die
Перевозить ли блог в фикбук, заманивающий новым функционалом? Или здесь в темноте и тишине лучше?

UPD: остаёмся жить здесь.

read or die
Есть в аннотациях и рекомендациях элемент непроизвольной рекламы. В последнее время я начала обращать внимание на то, что заставляет меня автоматически вносить книгу в список чтения и что ее по этому списку быстрее продвигает. Не знаю, зачем оно вам, но... вдруг вы тоже хотите мне что-то порекомендовать?

персонажи

отношения

сюжеты и жанры

сеттинг

дополнительно

read or die
Я знаю, люди с высокими лбами, прочитав и проникнувшись, выкопали в книге второе дно, лишь бы убрать из нее фантастическое допущение. Мне книга и без этого дна зашла на ура. Почему? Потому что абсурд - моя любимая разновидность юмора. Я тот человек, что похрюкивает каждый раз (каждый, Карл), когда слышит "Молодого пожарного" Вени Дркина, рассказывает анекдоты про плывущую по реке корову и джентльмена с ботинком на голове (и нередко смеется над ними в одиночестве), регулярно пересматривает "Летающий цирк Монти Пайтона" и развлекает себя и окружающих странными историями в духе Пиппи Длинныйчулок по любому подвернувшемуся поводу. Я люблю нелепость как призму. Мне с ней теплее и спокойнее живется. Поэтому я посоветую вам попробовать "Петровых в гриппе", а также посоветую бросить, если на первых страницах вам не будет смешно.

бонус

read or die
Вот написала про лучшую книгу года, и подумала - а есть ли в вашей жизни такой концепт? Я вот давольно давно помечаю годы самой сильной(/ыми) художественной книгой, что-то внутри сдвинувшей. Довольно давно, это наверное лет с пятнадцати, когда такой книгой стало "Что делать?" Чернышевского. (Да, в мире не перевелись люди, стойко предпочитающие Чернышевского Набокову, и последний сам виноват в том, что такое противопоставление возможно.) Хотите список?

Даешь читательский эксгибиционизм!

read or die
Спросите меня, что я делала на прошлой неделе, и я вам скажу, что всю прошлую неделю я читала "Неаполитанский квартет" Элены Ферранте, с перерывами на метания от стенки к стенке от избытка чувств. Это без сомнений лучшее из всего, что я читала в этом году (а я, на минуточку, совсем недавно читала Байетт) и невероятно редкое на данном этапе моей читательской биографии по способности поглотить, пережевать и выплюнуть помятым и окосевшим. Даже не знаю, что тут ещё добавить. Наверное, только то, что чтение это ни разу не легкое и совсем не юное: юному уму нужен совсем другой корм, вдохновляющий на подвиги и взятие препятствий, какие позже мы ни за что уже не покорим. Но если вам уже страшно от своего возраста (который каждый раз приходится высчитывать заново, потому что память отказывается хранить это возмутительное число), если где-то глубоко в вас уже засел страх перед неизбежностью смерти - и своей, и всего, что вы любите, - если вы пытаетесь сбежать от него - в работу ли, в отношения ли, в детей, - то возможно, уже пора. Прочитать, прострадать и успокоиться.
Теперь о том, что там под обложкой. Бедный Неаполитанский квартал - поствоенный, постфашистский, наполовину левый, наполовину правый, и целиком консервативный, необразованный, полный насилия и предрассудков - и две девочки, связанные завистью и соперничеством, из которых, как ни странно, вырастает необъяснимое доверие и неразрушимая близость. Там взросление и старение, там социальные лифты и женская сексуальность, там профсоюзы и материнство, успех и крах, идеалы и цинизм, там люди со всем лучшим и худшим, что в них есть, со всеми заблуждениями и глупостями, со всеми страстями, отвагой, враньем, лицемерием, восхищением, завистью, любовью, презрением, наивностью, вульгарностью, дерзостью, страданием, болью, отчаянием и тщетой. Там совсем не про нас, но, как ни странно, все равно про нас, потому что у каждого в голове есть тёмный чулан постыдных мыслей и поступков, куда мы стараемся заглядывать пореже, а заглянув, побыстрее забыть все, что там увидели, и у каждого есть своя полная хаоса жизнь, без ответов на важные вопросы и, в конечном счете, без любого смысла, кроме того, каким мы сами себя очаруем. Книга вытрясает, выдавливает из нас честность - не перед другими, плевать на них - перед самим собой, требует мужества смотреть на себя не отводя взгляда, заставляет продолжать жить с увиденным, прорываясь, прогрызаясь сквозь жизнь, неласковую и несправедливую, но единственную, свою, в бесконечном водовороте чужих жизней, ненавидя себя лютой ненавистью и тресясь за себя любимого каждой поджилкой, предавая себя и держась за себя зубами, как когда, как получается, как получилось.

бонус

read or die
Два моих любимых сезона чтения - лето и осень. Осень тревожно-надрывна, лето томно-спокойно. Осенью я люблю читать сказки и алегорические притчи, трагические истории и романтические стихи. Летом - тягучие книги, неторопливо-обстоятельные, погрязшие в мелочах, в бытописании, ненавязчиво заполняющие долгие-долгие световые часы и позволяющие задремать на одеяле, постеленном на траве, проснуться и продолжить с недочитанной фразы. Осень - это "Ночь в тоскливом октябре", лето - "Вино из одуванчиков".

Эта книжка пришла к нам в ковидный год, поэтому я полюбовалась мечтательно-жаркой акварельно-импрессионистской обложкой и не без сожаления отложила ее до следующего лета. Летом следующим я раздразнивала себя предвкушением (надкусила первые несколько страниц, чтобы знать, чего себя лишаю) и подгадывала время получше - чтобы свобода и скука, чтобы жара и прохладная вода, чтобы лень и дремота, запах цветов и трав. Как вы, наверняка, догадываетесь, не сложилось. Лето пришло, лето ушло. Облом. Наступило лето нынешнее, и оно уж точно не годилось. Нервы, неопределенность, мысли об эмиграции, многие прощания с уезжающими не куда-то, а отсюда. Но неожиданная жара и желание забиться в глубокую норку сделали свое дело, и я выбралась на озера (как всегда позабыв, какой это жуткий комарятник), захватив с собой истоскававшиеся в шкафу легкие хлопковые платья в беспечный горошек-цветочек, замурзанное одеяло, чтобы валяться на нем где попало, шляпу-мельничное колесо, чтобы глаза не уставали от злого северного солнца, и полусатирическую-полуностальгическую мемуарную книжку Андре Асимана "Из Египта".

О это огромное еврейское семейство буржуинов-экспатов, имена и ветви которого я вычерчивала на форзаце, чтобы понимать кто кому кто, о эти зудящие комары-таксикоманы, подсевшие на антимоскитный спрей, о этот дивный насмешливый тон, в котором, вообще-то, не принято говорить о близких родственниках, о эта причудливая и совсем не эллинистическая Александрия Египетска. Кусочек за кусочком, сибаритствуя клубникой со сметаной и сахаром, отбиваясь от насекомых книжкой в мечтательной обложке и расчесывая пропущенные укусы, погружаясь не в насущные беды, но в беды далекие, хоть прежде неизвестные, но знакомые, потому что мир, зараза, быстро меняться не хочет, я таки получила свое лето таким, какое заказывала. Врагам на зависть. (Надеюсь.) И вот что я вам скажу - идите и урвите себе кусочек, пока еще осталось. Выдохните хоть немного. Jelhaisto.

бонус

read or die
Да, я прочитала "Обладать" вот только теперь. Да, чтение восхитительное, эпистолярный элемент прекрасен, а стихи отлично сделаны. Да, я зря столько тянула. Ну, сыпьте мне на голову пепел, двоюродные братья филологи. Или считайте, что у меня была юношеская травма бесконечными списками чтения и невразумительными ведческими статьями, хотя психоанализа там, конечно, не было (а жаль, как выяснилось, "сексуальность - словно толстое закопченное стекло..." и далее по тексту, это же можно было славно укуриться, эх, жаль). Но Бине же я тоже не прочитала. И тоже потому как боюсь. (Боюсь, боюсь.) Так что уж теперь.

А вот что нужно знать мимокрокодилам: во-первых, за эту книжку барышне Байетт дали букера, во-вторых, она пишет о своей родной академической среде в знакомое ей время, в-третьих, историческая часть романа, опять же, растет из профессиональных знаний, в-четвертых, русский перевод сделан изумительно бережно, в-пятых, выдуманная реальность с письменными артефактами - это же почти Толкин, только для тех, кому фэнтези не заходит, ну и где вы, наконец, еще возьмете любовный роман, от которого не подгорает хороший вкус (по крайней мере, когда покончите с Остин)? Вот-вот, нигде. И на сладкое те самые фрейдистские gender studies, которых нам не перепало, поэтому кринжа минимум (господи, ну и слова же я знаю), а радости хоть отбавляй.

бонус

read or die
Если из аннотации "Кокона" Чжан Юэжань вам покажется, что это исторический роман о "культурной революции" (как показалось мне), а тем более романтическая история в духе Ромео и Джульетты - это не так. Это две очень личные, очень бытовые истории (инвективная лексика) о травмах - детских, наследственных, где одно покалеченное поколение калечит следующее, походя, бездумно, отнюдь не раскаиваясь в конце, а излечиться можно только раскрыв глаза пошире и упав лицом в собственную блевоту. И то не факт. Я таких злых и грязных книжек обычно не читаю, психику берегу, но эту, пожалуй, даже порекомендую. Очень уж хороша. Главное - не ждите доброго и вечного.

бонус

read or die
Две ценные вещи, которые даст вам мемуарная книжка Олега Радзинского "Случайные жизни":
- готовность (оно не то чтобы в точности так, но процентов на 80% по моим - не слишком богатым - впечатлениям),
- подход, настрой (воспринимать все с позиции наблюдателя - с отстраненностью, любопытством и иронией - действительно очень помогает).

Поэтому почитайте сейчас.

бонус

read or die
Прочитала недавно чудесный исторический роман о девочке-мальчике Джеймсе Миранде Барри, знаменитом британском враче девятнадцатого века. И не зря. Во-первых, у Патрисии Данкер восхититеоьный язык - поэтичный, ироничный, великолепно стилизованный. Если никакое издательство не расщедрится на перевод других ее романов, буду читать на английском, потому что правда пишет на редкость хорошо. Во-вторых, главный герой (героиня?) меня (как, впрочем, и всех, кого он встречает на протяжении книги) совершенно покорил: очаровывающая смесь социальной неловкости и чувства собственного достоинства, холодного интеллекта и вспыльчивого характера, хрупкости и несгибаемости, строгих приципов и способности к безусловной любви по отношению к людям нравственно далеко не безупречным. В-третьих, сама его история больно бьет куда-то в мягкое: она об удивительной, неслыханной удаче и неизбывной, непоправимой трагедии. И не поочередно - за светлой полосой темная, а за ней вновь светлая - а одновременно, счастье и несчастье спутано в гордиев узел, разлетающийся на ошметки лишь под последним ударом мрачного жнеца. Читается взапой на щемящем - bitter sweet - чувстве. В-четвертых, и это обстоятельство меня весьма радует, это очередной исторический роман с феминистической повесткой в моей коллекции. Он о трех успешных и несчастных при всей своей успешности женщинах, то ли победивших - обыгравших! - патриархальную эпоху, то ли сломанных ею. Он о хороших мужчинах, которое при всех своих достоинствах не осознают, как дурно обращаются со своими любимыми женщинами, как тяжела и несправедлива к ним судьба. Она об обществе, которое вполне довольно собой и своими порядками, но для нас, спустя какие-то два века, нелепо комично, глупо и жестоко. Если у книги есть мораль, то видимо такая: цените доставшийся вам прогресс - и технический, и политический - но не впадайте в ленивое самодовольство, повсюду гораздо больше несвободных в своем несчастье людей, чем кажется. И не судите строго: люди во многом таковы, каковы доставшиеся им обстоятельства, они играют сданными им картами, они не ведают, что творят, они просто хотят быть счастливыми, а получается - всегда у всех - черте что.

бонус

read or die
Говорят, что европейская цивилизация настолько эгоцентрична, что не терпит никаких проявлений инаковости и насаждает себя повсюду с неискоренимостью сорняка. Это правда. Но не совсем. Не меньше себя бесценной европейская культура любит экзотические сувениры. И я совершенно точно разделяю этот грех, особенно на кухне и в литературе. Нет ничего более соблазнительного, чем экзотическое блюдо на картинке или экзотическое название (имя автора) на обложке. Как это нынче называется? Шантарамщина? Культурная апроприация? Виновна, виновна. Guilty pleasure. Зато, если вам нравится такое читать, у меня всегда есть, что вам посоветовать. Сегодня делюсь тремя недавними находками, все хороши и увлекательны, выбирайте на свой вкус.

Средневековая Япония через форточку

Пока лучшее, читанное мной у Митчелла, который вообще неплохой автор. У меня есть некоторое количество вопросов к основному конфликту, но все остальное - а именно жизнь голландской фактории близ Нагасаки - исполнено приятнейшим образом, со всякими детальками. И за персонажей приятно болеть. (Warning: первая сцена - тяжелые роды, можно пропустить, если вам некомфортно такое читать.)

бонус


Калейдоскоп колониальной Индии

Чарующие истории приключений и злоключений исключительно положительных персонажей. С продолжением в Китае. В мягоньких таких красочных обложках. Обложечки, товарищи. Подчеркиваю. За такие обложечки авторы должны убивать. (Третьего тома на русском еще нет, но он вот-вот должен появиться. Обещают в конце лета. UPD: Отрицательная арка одного из персонажей в третьем томе вызывает у меня зубную боль, хотя картина "хороший мальчик превращается в законченного мудака" нарисована очень убедительно. Капитализм зло. Не будьте такими.)

бонус


Дыхание амазонских джунглей

Ученые. Даже не так: женщины-ученые. И амазонские джунгли. Ну где вам еще такое предложат? Исследовательская самоотверженность граничащая с бесчеловечностью. Преемственность поколений. Конфликт денег и принципов. Открытие себя. Одним словом, повестка.

бонус

read or die
Вообще-то из всех сборников чудесной барышни Абгарян я собиралась порекомендовать вам "Люди, которые всегда со мной". Но в нынешние времена вряд ли кому-то нужны напоминания о том, какое зло есть война, как она расчеловечивает, сколько боли, злости и ненависти проистекает из желания силой принудить других смотреть на мир по-твоему или присвоить себе то, что тебе не принадлежит. Но если когда-нибудь вам покажется, что война может быть решением чего бы то ни было, эта книга будет хорошей профилактикой от подобного образа мыслей. Кроме того, если вас серьёзно интересует Армения - например, вы задумываетесь о том, чтобы сделать её своим новым домом - эта книга поможет вам ее понять в самом горьком и болезненном, самом свежем и кровоточащем и не быть невежественным грубым гостем. Но на чтение этой книги вам потребуется немало душевных сил, которых сейчас ни у кого из нас нет, поэтому я посоветую вам другой сборник - "Понаехавшую" - по-своему не менее актуальный, зато способный заставить вас хихикать и позволяющий выдохнуть хотя бы на один вечер.

P. S. Моя мечта - каждую весну любоваться персиками в цвету на фоне белоснежного Арарата. Моя мечта - быть всюду желанным гостем.

бонус

read or die
Я тут как-то запоздало осознала, что никогда не рассказывала вам про Маржан Сатрапи, третью (не так давно вышедшие "Вышивки") книжку которой я как раз собираюсь читать. Как только доберусь до "Двадцать восьмого". (А где вы покупаете комиксы? Не забываете ли вы поддерживать независимые книжные на плаву?) Впрочем, словами "Персеполис" как следует и не опишешь, потому что это роман графический, и состояться он (не меньше немого "Прибытия" Шона Тана) мог только таким: лаконичные и очаровательные черно-белые иллюстрации столько добавляют к пронзительной и откровенной истории-исповеди девочки и девушки Маржан, так похожи на черно-белые фотографии, подлинные слепки страшного и далекого мира и времени. В них ностальгия и горечь, боль и любовь, Европа и руины величественной Персии перемешаны и сочатся тушью, будто кровью. А еще их можно увидеть в движении в авторской анимационной адаптации, которая прекрасна не менее. И их совершенно точно невозможно вырвать из сердца. Я знаю. Столько лет прошло - а они все еще здесь, внутри, вместе с сопереживанием и любовью к иммигрантам - спасенным и потеряным, бегущим от всех тиранических режимов мира и носящих имя своей покинутой родины на рукаве.

бонус


read or die
Две книжки Кадзуо Исигуро ("Не отпускай меня", "Клара и солнце"), прочитанные мной недавно в рамках ликвидации безграмотности, заставили меня долго думать. Обе они очень похожи: спойлер тонна социальной несправедливости и почти социопатическое отсутствие эмпатии у подавляющей массы людей в обществе под обложкой. Совершенно неправдоподобном обществе. Абсолютно. От слова совсем. Особенно на фоне того, что мы видим вокруг себя: явно растущую озабоченность жестокостью по отношению к животным и выживанием экосистем, неприятие дискриминацаии малых групп, не говоря уже о расизме и насилии по отношению к детям и женщинам, большее понимание и сочувствие расстройствам психологического толка разбросом от аутизма до депрессии, уменьшение числа насильственных преступлений. Мне очень не хотелось думать, что нобелевский лауреат Исигуро написал чушь, потому что если эти книги рассматривать как антиутопическое предостережение, то это несомненно чушь. Поэтому я долго думала.
Есть у этих книг еще кое-что общее. У обеих героинь, от "я" которых и ведется повествование, довольно похожие голоса, они наивно-мудрые, лиричные, откровенные, смиренно-стоические, стремящиеся служить тому, что считают своим долгом, склонные искать объяснения поступкам других и не склонные никого осуждать. В то время как типичный герой антиутопии должен сперва прозреть, а после протестовать, сопротивляться, рваться из системы, как правило с предрешенно печальным исходом, героини Исигуро вполне понимают и принимают свое место в мире - Кэти чуть меньше, чем Клара, но ее протест не переходит границу грусти. И вот лучшая идея, пришедшая мне в голову: фантастическое допущение в этих книгах служит не для того, чтобы нарисовать морально неприемлемое для нас положение вещей и тем предостеречь нас от возможного будущего, оно служит для того, чтобы создать невыносимые условия для персонажа и тем лучше обнажить те черты характера, которые Исигуро, очевидно, считает прекрасными и недооцененными. Эдакое жертвенное самурайское благородство на локонично монохромной суми-э. И вот это у него получается отлично. И, наверное, поэтому его так любят. К тому же книги очень хорошо написаны.
Если вам хочется неожиданной перспективы, попробуйте посмотреть на мир и людей вокруг себя глазами Кэти (Клары), может, это подарит вам какие-нибудь неожиданные откровения.

бонус

read or die
Однажды Бахтин написал на эту тему следующее:

"Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то, - искусство, а у нас житейская проза".
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности".


Мне кажется, Михаил Михайлович таким замысловатым способом хотел порекомендовать вам "Ночное кино" Мариши Пессл, отличную книгу, расширяющую его тезисы до многостраничного увлекательного нарратива. Но если он вас не убедил, то почитайте все равно, потому что там движуха и вообще интересно ;)

бонус

read or die
А теперь представляю вашему вниманию номинанта на самую захватывающую книгу года: Стюарт Тёртон "Семь смертей Эвелины Хардкасл". Не могу сказать, что я часто читаю "классические", "хардовые" детективы, мне обычно хочется чего-то еще кроме хитросделанной игры в подсказки и разгадки, да и вообще я очень спокойно отношусь к спойлерам и с огромным удовольствием могу прочитать книгу, сюжет которой знаю еще до. Эта книга исключение во всех смыслах, потому что главный интерес в ней представляет именно детективная игра. У главного героя нет памяти, нет истории и почти нет характера (так утверждает автор, но мне кажется, что лукавит), он приходит в себя в лесу и... И это все что мы понимает в начале. Загадку представляет собой не только детектив с убийством, но и сам сеттинг, итого: вы получаете два детектива по цене одного. ;) Что-то (на самом деле довольно много) можно угадать из имеющихся намеков и хлебных крошек, что-то вы узнаете только когда автор вам об этом скажет, но игра затягивает в любом случае. На мой вкус, у книги немного резковатый, оборванный финал, но больше никаких нареканий на нее у меня нет. Так что если хотите хорошее развлечение на пару вечеров, очень рекомендую.

Бонус

read or die
В детстве шеститомник собрания сочинений Астрид Линдгрен (белый азбуковский с карлсонами на корешках) прошел со мной воду, огонь и не одни летние каникулы. Зачитанный до оборванных обложек и пятен сока на страницах, он и сегодня иногда покидает полку: и потому что умеет воскрешать полузабытые детские преживания-впечатления, и потому что умеет открываться взрослым глазам неочевидными гранями - тревожными и печальными. Например, моя любимица Пиппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, дерзкая и отважная хулиганка с добрым сердцем, теперь кажется мне одинокой, потерянной и несчастной. Слишком взрослая, независимая для ребенка, слишком наивная, остро все переживающая для взрослого, слишком откровенная для собственного блага, слишком скрытная, чтобы позвать на помощь, и во всех своих завиральных баснях и безумных выходках такая пронзительно хрупкая, такая беспризорная...

Этим летом я познакомилась с книгами Донны Тартт, и лучшая из них, на мой вкус, вторая - "Маленький друг". Уже не сказка, но реалистичная история двенадцатилетней Пиппи Длинныйчулок - Гарриет Клив-Дюфрен - дикого волчонка-лягушонка Маугли, пронзительная, тоскливая, честная, написанная упоительно хорошим слогом, и при всей ее сюжетной неторопливости (иногда, впрочем, сменяющейся прямо-таки триллерным саспенсом), затягивающая как трясина - не оторваться. Пожалуй, лучшая книга года.

бонус

read or die
Если вам:
- нравятся горько-сладкие Захаровские трагикомедии, особенно "Тот самый Мюнхаузен";
- нравится лаконичная притчевость "Маленького принца" Сент-Экзюпери;
- хочется провести атмосферный вечер под желтоватой лампой с чаем, книгой и стучащим в окно (кап-кап-кап) ленивым дождем,

у меня есть для вас прицельная рекомендация.

Короткая повесть (новелла?) про (относительно) современного американского Мюнхаузена, рассказанная его сыном у смертного одра отца. Называется "Крупная рыба", автор Дэниел Уоллес. Просто преступление, что она так долго лежала у меня на полках нечитанной. Совершенно волшебная вещь, к которой можно возвращаться каждую осень. Я сейчас как раз в поисках свободных ушей, чтобы прочитать ее еще раз вслух.

Бонус

read or die
Помните историю о Фалесе Милетском и урожае оливок?
легенда о Фалесе (ну, мало ли)
Я тут читаю замечательную книжку в том же духе: про застенчивого, непрактичного умника, столкнувшегося с проблемами мира внешнего, и пока (первый том из четырех) с честью им противостоящего. Крайне симпатичный главный герой, превосходное миропостроение (стимпанковская Вавилонская башня, что ты на это скажешь Чайна Мьевиль?), динамичный сюжет и пока никаких оснований ждать трагического финала. Почти вся фэнтэзи, которую я надкусываю по советам знакомых и/или интернета, оказывается для меня либо несъедобной (да-да, товарищ Сандерсон), либо безнадежно опоздавшей к моему подростковому возрасту (увы, барышня Моргенштерн), при том я упорно зачисляю себя в поклонники жанра. Поэтому спешу хоть как-то оправдать и поделиться находкой, хоть и не дочитанной (и вообще говоря, еще и недописанной, финальный четвертый том только ожидается). "Восхождение Сенлина" порадовало меня очень, уверена, что и дальше будет не хуже. Осень - самое время для сказок, так что присоединяйтесь, почитаем "Вавилонские книги" вместе.

Бонус